Archipelago De Fernando De Noronha, Brazil -> Natal, Brazil

2025.06.12 19:21—2025.08.06 19:18
LOADING...
map map 12 июн. 2025, 19:21 3°49,980′ S, 32°24,359′ W
SOG: 0,14 kt
COG:
LOG: 0 nm
Wind: , 0 kt
Утром оформил выход. Получил две бумажки для властей в следующем порту Бразилии.
Потратил оставшиеся реалы на овощи.
Готов идти.

На борту :
Вода - 250л
Еда - 2÷3 месяца
Газ - 7л
Топливо - 130л
Экипаж - Н.Остапенко, 1957г.р.
Задание на рейс : продолжать движение на юг, по возможности, "бережа" живую силу и технику.
map map 12 июн. 2025, 19:37 3°49,999′ S, 32°24,392′ W
SOG: 3,84 kt
COG:
LOG: 0 nm
Wind: , 0 kt
Собственно, выход.
Выбрал якорь. Механическая (ручная) лебёдка - тот ещё фитнес-снаряд.
Закон всемирного издевательства над бедным русским странником: Все восемь дней стоянки дул Юго-Восток - 16÷18 узлов. Выгребать на берег вёслами (движок не работает - карма моя такая), на резиновой лодочке, было не всегда просто. Сейчас выбрал якорь, дал ход двигателем. Глазам не верю - НЕТ ветра!

Барометр - 1020
Магнитное склонение - 18,90W
Вода - 27,9
Воздух - 32
Судовое время - 1735
map map 12 июн. 2025, 22:49 3°54,641′ S, 32°31,230′ W
SOG: 2,22 kt
COG:
LOG: 8 nm
Wind: SE , 5 kt
Плохая видимость, Умеренное волнение, Облачно
Стоп машина
От острова отъехали, что-то дует. Оставил геную - 70%, для декларации: "Я под парусом".
Стоим на Запад, по сути - дрейф.
Небо затянуло тёмным и, помятуя прошлой опыт, ночью лучше не ходить вблизи континента.
Бразилия "большая и неуютная, как лошадь" - много снастей рыбацких, нефтяных вышек, на всю голову поломанных военных.
Полиций (именно во множественном числе) в Бразилии 4 (четыре) : Federal Policia, Maritime Policia, Navy и ещё какая-то, типа Civil.
В 2016, в Рио, поймали уже возле клуба в три моторки надувных (форма одежды разная). Паспорт долго передавали друг другу, решали - кто же меня поймал. Победил маритиме, хотя первым ко мне подскочил цивил. Сопроводили до муринга, помогли встать-привязаться, увезли в морской трибунал. Вышел оттуда через 2-3 часа, с чистой совестью, прямо к Олимпийскому огню - шли летние игры.
"Вот я откинулся, какой базар-вокзал.
Взял направление в колхоз "Большое дышло".
.........................................................................
Начальник, я серьёзно с бандитизмом завязал
Верните справку о моем освобождении" - пезня.
map map 13 июн. 2025, 05:14 3°57,276′ S, 32°38,056′ W
SOG: 2,03 kt
COG:
LOG: 16 nm
Wind: S , 15 kt
Нормальная видимость, Неспокойное море, Облачно
Началось : какой-то Ouro do Brasil, но под либерийским флагом, обгоняет. Об чём его АИС добросовестно извещает мою.
Дальше по схеме : пищит бустер (аларм), подъём-подскок, понять-простить (расходимся в 2,5 мили).
Старательные попытки уснуть и дальше - тщетны.
Хорошо, что были и есть люди, которым не лень писать книги. Лев Николаевич, например. Клифорд Саймак, Харуки Мураками и многие - многие другие.
Да, один МППСС-72 чего стоит - захватывающее чтиво. Захватывает тебя всего.
Обидно, что знание с одной стороны влетает и во все стороны улетает, без секундной задержки.

Ветер, волна, качка. Купол затянут.
map map 13 июн. 2025, 13:58 4°1,596′ S, 32°50,078′ W
SOG: 0,33 kt
COG:
LOG: 28 nm
Wind: , 0 kt
Каких только нет!?
Багамы, Великобритания, Либерия, Панама. Один из России затесался на маленькой яхте.
Можно саммит проводить. Или семинар: "МППСС-72".
"В общем он сказал, что если вы не отвернёте, то вы врежетесь" - М.М.Жванецкий.

Течение работает на Запад. На оголтелый империализм.
Ветер даёт идти на Юго-Запад. Течение против.
Подождём, когда договорятся.
map map 13 июн. 2025, 23:17 4°5,709′ S, 33°4,525′ W
SOG: 0,00 kt
COG:
LOG: 43 nm
Wind: , 0 kt
Всегда найдётся база, основа, фундамент обоснованию лени.
Но и суеверие, как побудительная мотивация сильна.
Уговорил себя не убирать на ночь грот и не уменьшать геную. И так движемся на Запад, а снизив парусность вообще поедем не туда.
Много чего сказал себе, чтобы не делать.
Но вспомнив, что сегодня : Wandredi tres (Пятница Тринадцатое), молча, резко поставил организм вертикально, пошёл и сделал всё, что положено и как должно.
map map 14 июн. 2025, 09:32 4°11,089′ S, 33°24,140′ W
SOG: 0,94 kt
COG:
LOG: 64 nm
Wind: SE , 16 kt
Нормальная видимость, Крупное волнение, Облачно
Утро тёмное, утро мрачное
Много ветра и волны.
Что-то льёт из облецех..
В общем : "Инда взопрели озимые".

Нужен Юг, а ползём, приволакивая две задние, на Запад.
С наветренной стороны фронт вытянутых цилиндрических облаков с водой. С подветренной: сплошь серое, с кусочком радуги.

Джимми говорит, что Бразильское течение начнётся не раньше шестого градуса южной широты. Куда и устремлены все помыслы и чаянья.

Барометр: 1020. Он, анероид (чтоб ему), разницу 2 и 5 баллов, по шкале Бофорта не различает. Впрочем, ему 6м/сек и 15м/сек - всё едино. А мне это целый комплекс решений, действий, переживаний.
Вода: +27,9

Чайка не взлетела в полуметре от борта. Клюёт что-то, погрузив клюв.
Ночью квартировал один (а) из "музыкантов".
map map 16 июн. 2025, 06:58 4°42,273′ S, 34°51,979′ W
SOG: 0,00 kt
COG:
LOG: 157 nm
Wind: , 0 kt
Танкер, Панама. Разбудил. Ветер стих. Столкнёмся через полчаса.
Не позволю!
map map 16 июн. 2025, 07:53 4°42,402′ S, 34°53,743′ W
SOG: 1,28 kt
COG:
LOG: 159 nm
Wind: , 0 kt
Расстался. Сразу же контейнеровоз. Тоже Панама (ударение на последнюю А).
SaoTitan. Большой. 340х62х22. Идёт неспешно, 10ью узлами.
Тоде на юг Южной Африки, куда и нам с Линозой нужно. 8,7x2,5x1,2
Сейчас идём на север Бразилии. Идём и слезы утираем. И пожалеть нас некому. Эх!
))))) з
map map 16 июн. 2025, 20:55 4°47,608′ S, 35°18,067′ W
SOG: 1,08 kt
COG:
LOG: 183 nm
Wind: , 0 kt
Никак не могу прочитать телеграммы, которые всё время посылает Вселенная.
Ладно, что было - забыли.
Сейчас : четыре дня дуло, как при муссоне. Сильно, с дождём. С Юга.
Сколько мог боролся. Но левее Запада не смог. Принесло к берегам. Осталось каких-то 25 миль по прямой .
Час назад стихло до штиля и понесло на Северо-Запад.
А делать-то чего?
Костя предложил идти Панамой (каналом) в Тихий Океан, а уж... и далее по тексту.
Ничего против не имею. Но есть контраргументы.
Основной: требование - скорость лодки в канале - не менее 5ти и более, а у нас 3,5 и менее.
Сам не можешь - нанимай буксир или к кому-нибудь на палубу. Ценник, и без того высокий, улетает в космос.
Криминал в тех странах не учитываю. Бразилия не лучше.
Рем.базы. Вопрос? Не был в тех краях, не знаю твёрдо, понаслышке только. .
Не могу сказать, что растерялся, но позадумался. Завёл дизель и одним узлом стою на Юг.
Размышляю, пока топливо горит впустую.
Ведь так будет не всегда.

Какой-то танкер PRESIDENT I под ногами путается, размахивая панамский флагом. Взаправду - помянуть не успел Панаму - вот она.
map map 17 июн. 2025, 09:26 4°48,245′ S, 35°31,724′ W
SOG: 1,80 kt
COG:
LOG: 197 nm
Wind: SE , 14 kt
Нормальная видимость, Крупное волнение, Облачно
"Ночь пройдёт, настанет утро. Ясное" - пел Муслим Магомаев.
Голос красивый, сильный - так и слышен.

Утро пришло, не привнеся успокоения в душу встревоженную.
Так же несёт на Запад, с воем и волнами.
Раздуло вчера, невдолге спустя, как стихло.
Ночь провел на будильниках.
Рассветает - рыбаки исчезли. А были. Не сказать много, как предупреждает карта, но были.
Кстати о картах. До полуночи смотрел, высчитвал, прикидывал. Уснул, так ни к чему и не прийдя.
"Упрёмся - разберёмся"
map map 17 июн. 2025, 15:11 4°50,607′ S, 35°39,862′ W
SOG: 1,63 kt
COG:
LOG: 205 nm
Wind: S , 16 kt
Отличная видимость, Крупное волнение, Облачно
Рабаки подошли. Лодка не более 20 футов. Пять человек.
Машут - пошли с нами. Я за. Но волна большая и ветра много для буксировки. А они идут туда, куда мне хочется. Да, что там - хочется?! Нужно!
Но, "С любовью справлюсь я одна.
А вместе нам не справиться" - песня.

Морская волна из синей стала "цвета морской волны" - меняются глубины. Ухо востро держать!
И впрямь: карта даёт 38 метров, эхолот 14.
Верим эхолоту.
Вижу Землю. Пока не ясно, в дымке, а всё же.
А скоро конец дня. А дальше на Запад и Север нам ни к чему. А топлива немного. А не выспался ночью и днем не уснул. А прогноз на ближайшие четыре дня обещает ещё хуже. А чтобы спрятаться, надо туда добраться, где прятаться. А если не прятаться, то впереди вышки камни и нефтяные. А к ним нельзя близко. А течение и ветер туда и гонят. А топлива мало (говорил уже). А чего то бы съесть сготовить.
Йых! Началась работёнка.
map map 17 июн. 2025, 20:38 4°54,995′ S, 35°45,606′ W
SOG: 1,45 kt
COG:
LOG: 213 nm
Wind: SE , 20 kt
Нормальная видимость, Крупное волнение, Облачно
Рассмотрел берег. Вертикальные белые полоски. Типа столбов. Много. Вдоль всего видимого берега. Это сначала.
Сейчас видно - ветрогенераторы.
Сосчитать не предоставляется возможным. Много. Очень. Сотни. А то и тысячи.
"Всё страншее и страншее" - ЛюисКэролл.
Означает, что это очень ветренное место, а мне тишины хочется, дня на три.
Означает, что охраняемая зона. Близко к берегу не подойти.
"Но сады сторожат и стреляют, без промаха, в лоб" - В.С.Высоцкий.

Взял пеленги на видимые концы. Посчитал длину "электростанции". Получилось около семи миль. Стоят они группами по девять. Три по три. Пусть группа занимает 100 метров длины берега.
Получилось (примерно) - 1200.
Все вращаются - ветра, как и говорил, много.
map map 17 июн. 2025, 21:59 4°56,603′ S, 35°46,875′ W
SOG: 2,21 kt
COG:
LOG: 215 nm
Wind: , 0 kt
Китайский салют горько плачет за амбаром.
Каждый генератор мигает красным или белым огоньком. Есть ещё полосы из ярких белых постоянных огней. Моргают не по одиночке (абы как), а а группами и даже целыми "районами".
То, что увидел при свете на подходе, это лишь часть. Когда стемнело и всё засветилась, стало понятно, что "эшелонирование" уходит вглубь берега и "вентиляторов" в несколько раз больше.
Фантастика!

Все также пытаюсь нащупать зону маловетрия и, относительно, спокойной воды, чтобы подобраться к берегу и встать на якорь.
Отсюда нужно уйти. Обязательно.
Убрал парус, завёл мотор. Скорость в направлении на Ponto Santo Cristo, (под ним можно встать, укрывшись хотя бы от волны) = 0,5÷1,1узла. Означает, что рулить придётся не меньше 12÷14 часов.
map map 18 июн. 2025, 08:06 5°5,882′ S, 35°38,649′ W
SOG: 0,70 kt
COG:
LOG: 227 nm
Wind: , 0 kt
Глубина быстро уменьшилась - стал на якорь, на пяти метрах. До точки возле берега не дошёл ~ 1,5 мили. Утром посмотрю может переставлюсь. Великолепная ночь, в части навигации. Всё было задействовано : от компаса, до радара. Погода играла всеми своими игрушками. Разве, что снега не было.
Сейчас спать. Подробности письмом.
map map 18 июн. 2025, 13:25 5°5,865′ S, 35°38,663′ W
SOG: 0,41 kt
COG:
LOG: 227 nm
Wind: S , 20 kt
Плохая видимость, Неспокойное море, Дождь
На подходе, когда засыпал стоя, почувствовал озноб. Не от болезни, не от холода. От усталости.

Объяснить самому себе, что же делаю.
Перегоняю яхту из Греции в, допустим, Таиланд.
Сделать это в благоприятное время - зима в Северном полушарии, не получилось по различным причинам. Виза, мотор и проч.
Панамский канал, как самый простой, в навигационном плане, вариант исключается: 1. по нашему техническому несоответствию требованиям канала (скорость должна бытьне меньше 5, у нас 3,5) и 2. экономически чрезмерному дисбалансу между содержанием задачи и затратами на её решение.
Есть и другие риски, но примем для себя - канал исключён.
Вернёмся к нашим полушариям.
Зима в Южном (июнь-август) : преимущественно сильные южные ветра. Встречные сиречь.
И что? Включили в июне выключили в августе, без остановки? Что, время жмёт - надо быстро, быстро и ещё быстрей? Что, кхе-кхе - возраст?
Ветра, да дуют, но и не дуют и это известно.
Никто никуда никого не гонит. Всем понятно - ну так сложилось, чего теперь?!
Возраст, да - преклонный, не скроем. Но справляюсь же. И без сверхнапряжения, "не совместимого с жизнью". Трудности возникают, но и только.
Откуда появилось и угнездилось состояние какой-то суетности, штоли?
"Если проблема чётко сформулирована, то она, практически, решена" - Закон кого-то, типа Мэрфи, Паркинсона и др.
Всё из-за нетерпения. Ожидалось одно, получилось другое. Медленное, долгое, протяжённое.
Вывод-решение: Забыть, что ожидалось. Принять, что есть.
Приняв, наметить поведение - отношение.
Ветер не пускает: мелкими и медленными переходомами идём в режиме мотосэйлера. Как вчера - сегодня (кстати, удовлетворён последним решениями - действиями).
Движемся днём, "уклоняясь от объятий" рыбаков и других ночных кошмаров. (есть же опыт Южной Кореи, где рыбаков и снастей их неисчислимо)
Топливо пополняем при любой возможности.
Также отдыхаем, как только удаётся.
И, "Улыбайтесь! Улыбайтесь, господа! Вы слишком серьёзны. Помните, что самые большие глупости на свете делаются именно с этим выражением лица" - Г. Горин.

А каналом или через Африку, расстояния и время - разница не существенна.
map map 18 июн. 2025, 17:06 5°6,590′ S, 35°37,571′ W
SOG: 0,42 kt
COG:
LOG: 228 nm
Wind: , 0 kt
Приготовил обед, "А сыр во рту держала..." - И.А.Крылов.
Сорвало с якоря. Занятия по специальности - по якорной тревоге. Обед после.
Рыбаки стоят у берега. Знают, что и как.

Якорь. Глубина - 4 метра. Цепь - 20м. Песок.
Отлив.

Можно записать увиденное. Оно того стоит.
Встал напротив ряда из девяти генераторов. Глаз не оторвать от их спокойного и "неизбежного" вращения.
То, что виделось вчера, составляет едва ли половину всей картины.
Протяжённость занятой береговой линии (по карте) около 17 миль. Это ещё за угол (Ponto Santo Cristo) не заглядывал.
По берегу пока 30 км. Сколько вглубь, невозможно рассмотреть и в бинокль. Берег плоский и видимость всё время слабая - дождь и сильный ветер поднимает водяную пыль.
Пожалуй второй раз в жизни Так впечатлён грандиозностью произведенного человеком. Первый: Красноярская ГРЭС, с городом спутником Дивногорском и огромной "ванной", перевозящей корабли сверху вниз и обратно по рельсам. Енисей перегородили, а навигация осталась. .
1983 год.
map map 21 июн. 2025, 02:17 5°6,590′ S, 35°37,574′ W
SOG: 1,61 kt
COG:
LOG: 228 nm
Wind: S , 20 kt
Плохая видимость, Крупное волнение, Дождь
"Четвёртые сутки пылают станицы,
Горит под ногами родная земля" - белогвардейский шансон.
Четвёртый день болтаюсь на якоре в ожидании когда стихнет.
А не стихает. Ни ветер, ни дождь.
Всё снова намокло. Всё - это всё.
Зима, что поделать.
map map 21 июн. 2025, 09:39 5°6,586′ S, 35°37,571′ W
SOG: 0,47 kt
COG:
LOG: 228 nm
Wind: , 0 kt
Дождь. Но ветер не сильный.
Завёл двигатель на прогрев. Попробую двинуться, пока есть топливо.
map map 21 июн. 2025, 09:57 5°6,569′ S, 35°37,644′ W
SOG: 2,17 kt
COG:
LOG: 228 nm
Wind: , 0 kt
Снялся с якоря.
map map 21 июн. 2025, 16:16 5°8,672′ S, 35°30,931′ W
SOG: 1,17 kt
COG:
LOG: 235 nm
Wind: , 0 kt
Раздуло, встречно. Сильно. С дождём.
Два узла ещё терпимо, 0,5 - невыносимо.
За 5,5 часов - 7 миль.
Свернул в скопище рыбаков. Встал на якорь, скромно, с краю.
Глубина = 8,5
Цепь = 35.
Прилив.
Утром будем смотреть.
map map 22 июн. 2025, 10:03 5°8,667′ S, 35°30,918′ W
SOG: 0,40 kt
COG:
LOG: 235 nm
Wind: , 0 kt
Ветра немного и волна улеглась. Впереди всё черно. Но все же попробую двинуться дальше.
Отход
map map 22 июн. 2025, 20:16 5°22,542′ S, 35°20,125′ W
SOG: 0,13 kt
COG:
LOG: 253 nm
Wind: , 0 kt
Встал на якорь возле рыбаков.
Глубина = 3,5
Цепь = 20
Отлив.
Деревня на карте не обозначена.
По постройкам и увеселительному оборудованию - турбаза.
map map 22 июн. 2025, 21:14 5°22,541′ S, 35°20,123′ W
SOG: 0,94 kt
COG:
LOG: 253 nm
Wind: , 0 kt
Погода не подвела. Только носик высунул из-за мыса - врезало.
"По рогам ему, и промеж ему" - Высоцкий.
Дождь, ветер - всё как обычно.
После прояснилось но ветер ещё больше усилился. Скорость от одного до половины узла.
После пяти часов ползания хотел схлюздить, увидев лодки у берега, встать на якорь. Тут справа (со стороны берега) подошёл рыбак и, как я понял, начал отжимать меня в море, показывая чтобы я не шёл к берегу, а следовал за ним. Кстати, куда и намеревался. Проходя мимо лодок увидел, что они маленькие, значит и глубины там не очень. Правильно парень меня погнал.
Рулить пришлось ещё 5 часов, но оно того стоило.
Встретил парусные рыбацких ялики. Длина 3,5÷4 метра. Открытая. Плоскодонка. На корме движок с лонг-тэйлом, как у тайцев. Латинский парус. На ветер парни идут под двигателем, домой - сэйлят. Очень быстро движутся. По мне парус... большеват для такой утлости. Но, рыбак - дважды моряк.
Рассмотрел одну под мотором. Парус и мачта убраны. Трое в лодке.
Рыбу предлагали. Мелкая. С ладонь.

Ветрогенераторы по всему побережью. Не сплошным лесом, но каждая деревенька в 10÷15 домов украшена семью-девятью "вентиляторами".
Иногда десятка два-три крутятся отдельным островом.

День зимнего солнцестояния прошёл незаметно.
map map 23 июн. 2025, 10:28 5°22,538′ S, 35°20,114′ W
SOG: 1,09 kt
COG:
LOG: 253 nm
Wind: , 0 kt
Погода гнусная с ночи. Дождь, ветер.
Придётся торчать здесь какое-то время.
Среди рыбаков активности нет.
Мечтаю разжится у них топливом.
"Я рассчитывал на тебя, Саид" - Фёдор Сухов))
map map 23 июн. 2025, 13:22 5°22,540′ S, 35°20,121′ W
SOG: 1,97 kt
COG:
LOG: 253 nm
Wind: , 0 kt
Попробовал заклеить уключины на резиновой лодке. Получается плохо.
Приготовился напасть на рыбаков, с целью отъёма топлива. Не получается - нет их.
Что-то ещё пытался сделать - не получается.
Погода та же, но и стоять невмочь.
Завёл двигатель, пошёл выбирать якорь.
map map 23 июн. 2025, 20:37 5°29,499′ S, 35°14,833′ W
SOG: 1,63 kt
COG:
LOG: 262 nm
Wind: , 0 kt
Природа изменилась. Берега приподняты, пляжи исчезли. Есть города, но не видно рыбаков. Наступил вечер, а не видно, где встать на якорь. Куда ни поверну - везде мелко.
Топлива осталось на 10÷12 часов. Доскребусь до дальнего мыса, оттуда пойду ночевать в море.
Ветер не очень жмёт, зато волна выше сельсовета.
map map 23 июн. 2025, 21:17 5°30,620′ S, 35°15,264′ W
SOG: 2,49 kt
COG:
LOG: 263 nm
Wind: , 0 kt
Все же рискнул поискать местечко.
Подошёл к городку Maxaranguape.
Еле ноги унёс. Вблизи видно, что там никто никогда не стоял. Очень крутая волна и малые глубины. Вставать там - самоубийство.
Солнце село. Погода жмёт.
map map 24 июн. 2025, 05:10 5°39,492′ S, 35°11,173′ W
SOG: 1,44 kt
COG:
LOG: 273 nm
Wind: , 0 kt
Остановился добавить масло, воду в двигатель и переключить пустой танк на аварийный запас.
Завёл будильник на полчаса, спать.
map map 24 июн. 2025, 11:24 5°45,785′ S, 35°12,264′ W
SOG: 0,35 kt
COG:
LOG: 279 nm
Wind: , 0 kt
Наталь. Якорь.
Очень сложный заход. Течение реки сложилось с отливным против сильного ветра. Лодка сорок минут простояла на одном месте, иногда двигаясь назад.
Внутри ветрено, но ровно. Волна от катеров и других водоплавающих.
Вздремнуть полчасика и готовить резиновую лодку в поход на берег. Никакого желания идти туда нет.
map map 24 июн. 2025, 22:28 5°45,776′ S, 35°12,262′ W
SOG: 1,45 kt
COG:
LOG: 279 nm
Wind: , 0 kt
Предчувствие не обмануло.
Весь день (оказалось, мои часы впереди местных на 2 часа) прождал в офисе клуба (с него начинается оформление) офицера Иммигрэйшн. Он отвёз меня к себе, всё заполнил и повёл в таможню. Там сначала приняли, что все нормально, но пришёл молодой парнишка, взял бумаги, сказал подождать. Через 10 минут вышел из кабинета, спросил - был ли я в 2016 в Рио-де-Жанейро. Отрицать бессмысленно - согласился.
- Уходя не оформился?
- Нет.
- Прийди-ка ты завтра утречком к 9 часам.
(они работают с 8ми - успеют собраться, обсудить и вменить, вчинить, влупить).
В португальском разговоре со своими и мужиком из Иммигрэйшн, что меня привёл, насколько раз сказал "паспорт".
Правильно: в 2017 поменял - в том страниц не осталось чистых, хотя и срок не вышел.
Ушёл тогда без оформфления потому, что выгнали из клуба в несколько часов (отказался платить 300 долларов в день за стоянку на буе, без воды-электричества и, в общем-то, без надлежащей охраны). Деваться некуда - пошёл в родное море. Уж оно то не обидит, даже если сердится очень.
Сижу сейчас на лодке. Надо бы спать. Знаю, что не получится. Что они мне завтра? И как отвечать? И что?
Есть, есть чем заняться в последнюю ночь перед казнью.
map map 25 июн. 2025, 23:26 5°45,780′ S, 35°12,267′ W
SOG: 0,36 kt
COG:
LOG: 279 nm
Wind: , 0 kt
Вернулся.
День ушёл на таможню.
Сначала долго ждать, уйти, вернуться после обеда, снова ждать. Затем много объяснять.
Парень, что решал мою судьбу, оказался адекватным. Очень доброжелательным.
И я рассказал как всё было. И про триста баксов в день. И об категорическом пинке под мой тощий зад из клуба. И о погоде. И о природе.
Аж самому стало жутко, задним числом.
Предупредив вопрос о паспорте (почему сменил за три года до срока) показал старый, без свободных страниц.
Попросил открыть Логбук Николая Остапенко (uminoko.ru) и продемонстрировал очень непростой маршрут из Рио до Уругвая. Там же указал на дату выхода. Т.е. всё, что говорил было подтверждено объективными свидетельствами.
Единственно, что таможеннику пришлось принять на веру, это нынешнее местонахождение Юминоко.
Дай Бог счастья и многая, здравая лета Даше и Лёше Ряжских за программу для Андроид и за многолетнюю поддержку странички в и-нете! Сегодня они конкретно помогли.
Завтра начинаем суету с топливом, газом, водой и др.
Прогноз погоды на ближайшее время не благоприятен.
Опять напоминает о себе седалищный нерв на левом заднем бедре, заболела левая верхняя челюсть, стреляет левое ухо и ломит висок в левой голове - организм понимает, что может похныкать, покапризничать.
map map 27 июн. 2025, 13:42 5°45,835′ S, 35°12,270′ W
SOG: 1,11 kt
COG:
LOG: 279 nm
Wind: , 0 kt
Вчера принял топливо,
Сегодня, на рассвете, попытался переставиться поближе к клубу. Получилось плохо. Оказался близко к другим яхтам. Прибежал служитель, много говорит, машет руками. Пообещал ему вернуться назад, как только закончится отлив - очень уж сильно несёт.
Нет опыта вставать на якорь в реке. Как не учитываешь течение, все равно - пока добежишь до бака, уже снесло.
Жду, когда уйдут Пио, Стефани и Осо. Первые двое : муж и жена из Германии. Осо - португальский водяной пёс. Кудрявое, симпатичное существо.
Уйдут, встану на их место. Там можно корму привязать к бую, чтобы не швыряло по всей акватории.
map map 02 июл. 2025, 00:14 5°45,821′ S, 35°12,260′ W
SOG: 0,07 kt
COG:
LOG: 279 nm
Wind: SW , 16 kt
Плохая видимость, Спокойное море, Дождь
"Суета сует и томление духа и всяческая суета".
Течения реки и отливное складываются, а если ещё и ветер с ними заодно, якорь начинает ползти.
Серьгой с кормы завёл конец на буй, чтобы лодку не набрасывало на соседей. Конец на буйке (не наш) порвался, мы наехали на соседку (напрочь убитая лодка: без мачты, носовой релинг и стойки выломаны). Занятия по специальности. Как обычно - впотьмах. Справились. Даже на 3+.
Можно пить кипяток с лимоном и мятой. Вкусно.

Бесконечные дожди. Батареи заряжал двигателем.
Бесит.
map map 04 июл. 2025, 16:49 5°45,546′ S, 35°12,220′ W
SOG: 3,44 kt
COG:
LOG: 279 nm
Wind: , 0 kt
Оформился (не без проблем с таможней)
Купил, что хотел и почти все, что нужно.
Выбрал якорь. Пошёл.
Прогноз погоды не обнадеживает, но и стоять невмоготу.
Воды, еды, газа достаточно чтобы пересечь Атлантику обратно :)
map map 05 июл. 2025, 06:56 5°59,112′ S, 35°3,722′ W
SOG: 1,32 kt
COG:
LOG: 295 nm
Wind: SE , 16 kt
Стоп. Рубит. Полчаса спать.
map map 05 июл. 2025, 08:04 5°57,820′ S, 35°3,796′ W
SOG: 2,36 kt
COG:
LOG: 297 nm
Wind: SE , 16 kt
Дальше.
map map 05 июл. 2025, 21:32 6°21,756′ S, 35°0,706′ W
SOG: 1,24 kt
COG:
LOG: 321 nm
Wind: , 0 kt
Baia Formosa. Якорь.
Стоянка не очень укрытая от волны, но выбирать уже не приходится.
За 29 часов пройдено 47 миль (по треку) . Сжёг (по датчику) более 50 литров топлива.
Отекла-опухла (очень) больная нога.
Все время (1 час перерыв на сон) рулил, не пил, не ел.
Как Мересьев в той опере : - Вот ползу семнадцатые сутки. Ничего не ел, не пил.
Хор медсестёр поёт : - Покушай, Покушай. Попей, попей.
Старшая хирургическая сестра поёт : - Отрежем ноги Мересеьеву!
Хор сестёр : Отрежем! Отрежем! Отрежем!
Кто-то говорит - была такая опера и арию героя исполнял Лхасаран Линховоин - очень крупный оперный мужчина.
Спать!
Потом всё.
map map 09 июл. 2025, 05:06 6°21,744′ S, 35°0,696′ W
SOG: 1,05 kt
COG:
LOG: 321 nm
Wind: , 0 kt
Судовое время - час ночи. Пока ветер и волна меня не видят в темноте, попробую перебежать южнее.
Выход из бухты Формоза.
map map 09 июл. 2025, 13:57 6°41,002′ S, 34°56,150′ W
SOG: 0,47 kt
COG:
LOG: 340 nm
Wind: SE , 22 kt
Плохая видимость, Крупное волнение, Дождь
Заполз в Baia Traicaao. Встал на якорь.
Глубина = 2,4 метра, отлив.
Сильный ветер, волна соответственно.
map map 10 июл. 2025, 06:37 6°40,998′ S, 34°56,159′ W
SOG: 1,20 kt
COG:
LOG: 340 nm
Wind: , 0 kt
Выход
map map 10 июл. 2025, 07:07 6°40,647′ S, 34°56,051′ W
SOG: 2,97 kt
COG:
LOG: 341 nm
Wind: , 0 kt
Впереди очень интересное место, где можно непогодь переждать.
map map 10 июл. 2025, 17:48 7°2,230′ S, 34°51,461′ W
SOG: 1,55 kt
COG:
LOG: 363 nm
Wind: S , 20 kt
Плохая видимость, Спокойное море, Дождь
Marina Jagar Willage. Очень интересное место.
Якорь.
Встретил FREYJA. Гафельный кеч. Познакомились с ней в 2014, на о.Родригес и о.Маврикий. Хольгер и Анхель. Потом они лодку продали и купили дом в городе Бремен.
Сейчас на ней молодая пара: Лукас и Адриана.
Устал. Очень.
map map 17 июл. 2025, 09:21 7°2,115′ S, 34°51,338′ W
SOG: 0,43 kt
COG:
LOG: 363 nm
Wind: , 0 kt
Вчера оформил выход.
Таможенники в Натале поставили лишний штамп, пришлось всё оформлять заново, плюс военная полиция.
На борту : вода - 200л,
еда - 2 мес.
газ - 4÷5 мес.
топливо - 250л.
Дождусь верхней точки прилива (течение реки и отлива складываются) и отправлюсь, всё также на Юг.
map map 17 июл. 2025, 12:22 7°2,117′ S, 34°51,337′ W
SOG: 0,23 kt
COG:
LOG: 363 nm
Wind: , 0 kt
Суета по выходу и, собственно, выход.
map map 18 июл. 2025, 07:17 7°26,079′ S, 34°41,956′ W
SOG: 1,53 kt
COG:
LOG: 388 nm
Wind: , 0 kt
Стоп.
Рубит стоя.
Надо поспать.
map map 18 июл. 2025, 08:50 7°24,727′ S, 34°41,862′ W
SOG: 2,20 kt
COG:
LOG: 390 nm
Wind: , 0 kt
Дальше.
Зашипела рация, разбудила. Оказывается : установил таймер на сорок минут и отключился, не нажав кнопку "старт" :))
map map 18 июл. 2025, 18:06 7°49,020′ S, 34°50,878′ W
SOG: 0,49 kt
COG:
LOG: 416 nm
Wind: SE , 12 kt
Плохая видимость, Спокойное море, Дождь
Встал на якорь. Отдохнуть, поесть.
В Ресифи засветло не успеваю. А в потёмках, уставшему и голодному, шарахаться по марине - можно дров наломать.
Бойкое место. Пляжи, и всё им сопутствующее. Водные мотоциклы, например. Пассажир держит литровую вискаря и большой стакан. "Поехали!"

Погода портится.
map map 20 июл. 2025, 09:21 7°49,010′ S, 34°50,869′ W
SOG: 0,49 kt
COG:
LOG: 416 nm
Wind: , 0 kt
Выспался.
Отлив.
Рассвет. Тишина.
Можно уйти.
map map 20 июл. 2025, 09:32 7°48,999′ S, 34°50,801′ W
SOG: 2,53 kt
COG:
LOG: 416 nm
Wind: , 0 kt
Дал задний ход, раздался хруст, заглох двигатель.
Завёл. Вперёд. Пошла.
Что было?
Выход.
map map 20 июл. 2025, 10:18 7°48,177′ S, 34°48,214′ W
SOG: 0,67 kt
COG:
LOG: 418 nm
Wind: , 0 kt
Хрустит, но едет.
Нужно выйти из лимана на глубину.
map map 20 июл. 2025, 12:31 7°53,108′ S, 34°47,663′ W
SOG: 1,72 kt
COG:
LOG: 423 nm
Wind: S , 17 kt
Плохая видимость, Крупное волнение, Дождь
Остановил машину - загремело, заревело в районе редуктора и гребного вала. Не стал дожидаться когда что-то начнёт грызть корпус.
Двигатель, на холостом, работает нормально.

Кстати о погоде: прогноз (Windy) показывает здесь и сейчас - 10 узлов юго-восточный. Реально : 20÷25 южный.
Несёт на Север. Скорость 1,5 узла.

До Ресифи оставалось 9 миль (обычно так, в приключенческой литературе, начинается отсчёт от того момента, когда было хорошо или неплохо)).
map map 20 июл. 2025, 13:37 7°51,503′ S, 34°47,693′ W
SOG: 1,60 kt
COG:
LOG: 425 nm
Wind: S , 15 kt
Нормальная видимость, Крупное волнение, Облачно
Раскрутил 1кв.м. генуи. Управляемый дрейф, чтобы не принесло к берегу.
Курс : 10÷15°
map map 20 июл. 2025, 16:49 7°45,802′ S, 34°46,063′ W
SOG: 1,17 kt
COG:
LOG: 431 nm
Wind: SE , 2 kt
Отличная видимость, Неспокойное море, Без осадков
Обожаю это состояние!
Двигатель использовать нельзя. Ветер стих. Паруса хлопают на волне. Солнце жарит. Мы, медленно, но неуклонно движемся на Север. Т.е. назад.
Есть и приятное : ветер, впервые за все время в Бразилии, стих до штиля. Что-то это значит. Зима перевалила через середину и, через месяц-два можно ожидать измения направления ветра на нужное?
Не означает, что не будет сильных встречных. Будут ещё. И очень. (В конце августа шестнадцатого давило южными до умопомрачения)
Виза заканчивается 2го сентября - успею подойти без двигателя куда-нибудь закупиться продуктами и оформить уход из страны.
Сейчас принять изменение образа жизни на "без винта" и ожидания нужных ветров; включить режим экономии воды - 2,5 литра/сутки; перестроить распорядок дня в сторону роста времени отдыха. Лёжа.
map map 21 июл. 2025, 04:24 7°35,453′ S, 34°36,421′ W
SOG: 0,76 kt
COG:
LOG: 445 nm
Wind: S , 8 kt
Проснулся не от тишины, а "от тише стало".
За день погода менялась дважды. Суть одна: на Юг хода нет.
До Ресифи 32 мили. За 16 отнесло на 23 мили к Северо-Востоку.
Пароход, в миле по носу - Forte de Copacabana.
Название на пол-борта. Когда-то хотел назвать яхту : "Хор имени Пятницкого". Парни осуществили мою хотюшку.
map map 21 июл. 2025, 10:01 7°30,186′ S, 34°31,776′ W
SOG: 1,85 kt
COG:
LOG: 452 nm
Wind: S , 8 kt
Нормальная видимость, Крупное волнение, Облачно
Утро.
Начинается с алярма. Два двухсотпятидесятиметровых товарняка, клещами, проходят с Севера. Идут на 15ти узлах.
Один: Fernao de Magalhaes (вот так пишется Фердинанд Магелан в оригинале).
ЛИНОЗА летит 1,0÷1,2 узла.

До берега около 14 миль. Из территориальных вод ушли. Продолжаем тоже, что и вчера - набираем морского простора.
(ветром, в 2014, здесь - в Атлантике, без парусов, протащило на 6 миль за 40 минут)

Из диванных подушек устроил гнездо в рубке. Теперь, как бы не качало-швыряло, главное - прикинуться шлангом и... спит спокойно дорогой товарищ.
map map 22 июл. 2025, 12:22 7°0,790′ S, 34°16,649′ W
SOG: 0,58 kt
COG:
LOG: 485 nm
Wind: SE , 5 kt
Нормальная видимость, Крупное волнение, Облачно
Обожаю море.
Какая бы коллизия не случилась, всегда есть время дождаться нужного решения, специально не размышляя. Без спешки и суеты.

Завёл двигатель. Дал задний ход. Работает как обычно - без скрежета и хруста. Передний - очень громко ломает кости внутри редуктора.
На нейтрали вал вращается от потока воды.
Редуктор!
"Однозначно!" - В.В.Жириновский
Впереди усиление встречного ветра - понесёт на Север. Откуда пришёл.
Там и "пойдём искать по свету (а дальше не помню)" - А.С.Грибоедов.
map map 23 июл. 2025, 12:33 6°39,130′ S, 34°41,140′ W
SOG: 1,30 kt
COG:
LOG: 517 nm
Wind: SE , 11 kt
Плохая видимость, Неспокойное море, Дождь
Усиление ветра. Мелкий дождь. Темно, батареи не заряжаются.
map map 24 июл. 2025, 13:09 6°22,413′ S, 34°54,247′ W
SOG: 2,13 kt
COG:
LOG: 538 nm
Wind: , 0 kt
Точка.
map map 25 июл. 2025, 09:28 6°0,191′ S, 35°1,720′ W
SOG: 1,99 kt
COG:
LOG: 562 nm
Wind: , 0 kt
Точка
map map 25 июл. 2025, 14:37 5°52,633′ S, 35°9,790′ W
SOG: 0,38 kt
COG:
LOG: 573 nm
Wind: , 0 kt
Встал на якорь.
Ожидается усиление ветра. А в горловину входа в Натале, под парусами на сильном, даже на свежем, ветре зайти не смогу, по нескольким причинам.
Надо переждать и, сложив все условия - ветер, прилив и др., пытаться войти в устье реки.
map map 28 июл. 2025, 11:35 5°52,612′ S, 35°9,787′ W
SOG: 1,44 kt
COG:
LOG: 573 nm
Wind: N , 2 kt
Нормальная видимость, Неспокойное море, Облачно
Снялся с якоря.
По всем расчётам надо выдвигаться ко входу в порт.
Но, по одному из законов подлости, ветер сначала умер, после задышал с Севера. С направления, в аккурат, куда надо.
Можно счастливо вздохнуть и сказать : "Дождался!"
А вот не радует. Редуктор отремонтировать треба.
Океан густо неселён железными водоплавающими. И в штиль убежать с их дороги можно только под винтом. Переедет такой и щелчка не услышит.
map map 28 июл. 2025, 18:32 5°45,811′ S, 35°12,272′ W
SOG: 0,12 kt
COG:
LOG: 580 nm
Wind: , 0 kt
Зашёл в яхт-клуб Натал.
Родриго (капитан катамаран обеспечения островов) встретил на каяке, помог привязаться к буйку.
В клубе выходной день.
Завтра начнём суету с механиками.
map map 06 авг. 2025, 19:18 5°45,809′ S, 35°12,261′ W
SOG: 1,53 kt
COG:
LOG: 580 nm
Wind: , 0 kt
Заставил механика привезти назад редуктор.
Цену, от первоначальной взвинтили до астрономической - можно двигатель в комплекте с редуктором поставить.
Отказался.
В одиночку, на фале бизани, спустил редуктор вниз, чтобы не спотыкаться о него.
Двигатель работает, зарядка батарей должна быть
Принял решение идти без движителя.
Стоять уж не втерпежь.
Назначил себе выход на начало следующей недели.
На этом маршрут закрываю.